Наша эмблема
 
Эмблема ВДАО
 
 
 


Главная
> Библиотека > II Международная Нижневолжская археологическая конференция > Федосов М.Ю.

 

К проблеме соотношения среднедонской катакомбной культуры и криволукской группы


На сегодняшний день в Волго-Донском междуречье исследовано значительное количество памятников среднедонской катакомбной культуры (рис 1). Они составляют значительный, а в северной части региона – преобладающий пласт археологических источников заключительного этапа развития катакомбной КИО.

На основании анализа всех доступных источников можно утверждать автохтонный характер среднедонской катакомбной культуры для большей части указанного региона. Что касается погребений криволукской культурной группы, то проведенный анализ археологических источников за редким исключением не выявил на большей части Волго-Донского междуречья (кроме его самой южной части) комплексов, которые возможно однозначно атрибутировать данным образом. Если ориентироваться на выборку Р.А. Мимохода (Мимоход, 2005), то нельзя не отметить ее формализированный, условный характер. Даже если принять ее, то окажется, что между ареалами криволукских и бабинских памятников возникает обширная лакуна именно в бассейне Среднего Дона, преимущественно его Левобережной части, хотя многие районы его достаточно хорошо изучены.

Криволукские комплексы (так же как  полтавкинские и волго-донские) в Волго-Донском междуречье простираются своеобразной дугой от Саратова на юг по иловлинско-волжскому междуречью и по наиболее узкой части междуречья Волго-Донского. За пределами этой «буферной» территории в рассматриваемом регионе и волго-донские, и криволукские комплексы единичны, что не удивительно, поскольку речь идет о границе различных природно-ландшафтных зонах, занимаемых носителями среднедонских и криволукских традиций.

Косвенно в пользу этого свидетельствует также крайне незначительное число комплексов предкавказских культур на территории распространения среднедонских памятников, которые в основном локализуются все в том же «буферном» районе, доходя на север практически до Саратова. В то же время в среднедонских комплексах южной части региона фактически отсутствует керамика позднего облика (с валиковой и прочерченной орнаментацией).

Однако, признавая поздний характер сосудов с прочерченной орнаментацией в рамках керамической традиции среднедонской катакомбной культуры, необходимо отметить, что данный признак в разных частях ее территории распространения проявлялся в разной степени. Отмеченные Ю.П. Матвеевым сосуды (Матвеев, 1998. Рис. 3, 2,4,6,10) характерны только для довольно компактной территории на Правобережье Среднего Дона и не заполняют имеющийся хиатус.

Возможные случаи обратной стратиграфии, взаимовстречаемость разнокультурных предметов в закрытых комплексах (Большие Копены I 1/4, Горбатый Мост 21/1,2, Широкий Карамыш 4/6, Орлиное Болото 3/1-3, Павловск к.57 и др.) и элементов погребального обряда (Большие Копены I 2/4 (Матюхин, 2003) позволяют по крайней мере частично синхронизировать финальный этап среднедонской катакомбной культуры в Волго-Донском междуречье с ранними этапами бабинской культуры и ДВАК, а последние – с криволукской культурной группой.

На частичную синхронность среднедонской и бабинской культур указывает и тот факт, что подбойно-катакомбные могилы КМК сосредоточены только в низовьях Дона, ниже Цимлянского водохранилища, т.е. в зоне предполагаемого первого контакта племён ранней КМК с финальнокатакомбным населением (Литвиненко, 2000); а именно среднедонские комплексы занимают наиболее поздние стратиграфические позиции среди памятников катакомбной КИО Правобережья (могильники Вшивый V, Мухин II к.2,3, Заречный I к. 1, Майоровский и др.).

Таким образом, наиболее логичным является предположение о соотнесении поздних памятников среднедонской катакомбной культуры Волго-Донского междуречья с новокумакским горизонтом, и с криволукской группой, в частности. Можно утверждать лишь некоторое сокращение территории, занимаемой финальнокатакомбным населением. Несомненным выглядит общий хронологический приоритет среднедонских катакомбных памятников над ранними покровскими (или ДВАК), однако настолько же очевиден их непосредственный стык.

Финал существованию среднедонской культуры положила интенсификация процесса гумидизации климата в регионе и связанная с этим экспансия колесничих культур в южном направлении – обстоятельства, в равной мере приведшие к исчезновению криволукских (постволго-донских) племен.





   
  Copyrigt © Александр Лапшин        
Hosted by uCoz