Наша эмблема
 
Эмблема ВДАО
 
 
 


Главная
> Библиотека > Кияшко А.В. > Статьи > №1

 

Параллели в орнаментации керамики и других предметов эпохи средней бронзы Предкавказья


Страница << 1 2

Если рассмотреть во взаимосвязи орнаментацию, способ ее нанесения и морфологию этих предметов и керамики, то можно определить две основные композиции орнамента.

1. Горизонтально-зональный сюжет. На керамике это горизонтальные оттиски веревки, отступающей лопаточки и зубчатого штампа в сочетании с горизонтальными рядами жемчужин и зонами свисающих треугольников. На костяных булавках (молоточковидные с прямым стержнем) - горизонтальные линии, зоны между которыми иногда заполнены насечками в елочку. Птичьи кости украшены поясками, нанесенными охрой.

2. Вертикально-зональный сюжет. Имеет две разновидности.
а) Косо-ромбический стиль. Орнамент керамики выполнен оттисками зубчатого штампа в отступающей технике. Композиция представлена вертикальными зонами ромбов, зигзагов, прямоугольников, косых оттисков штампа, которые могут чередоваться друг с другом. Редким горизонтальным элементом является волнистый валик на плечике крупных сосудов, образованный противонаправленными ногтевыми вдавлениями. В сочетаниях с этой керамикой появляются простейшие типы бронзовых подвесок: шнуровидные и каплевидные. Костяные булавки украшают вертикальные зоны ромбов и зигзаг, бронзовые - рельефные вертикальные "змейки" и веревочки. Узор, выполненный охрой на птичьих костях, содержит косые линии (Высочино VII к. 30 п. 5).

б) Спирально-концентрический стиль. Развивается постепенно (в два этапа) из предшествующей разновидности. На первом этапе сохраняются косые мотивы, нанесенные в отступающей технике, но уже в составе узкого фриза, обрамленного горизонтальными поясами орнамента (Ростов к. 7 п. 4; Хапры к. 2 п. 6). Между зонами появляются дуги и вертикальные елочные мотивы (Упраздно-Кагальницкий III к. 1 п. 8). На керамике много шнуровых элементов: петли, овы. Встречаются спиралевидные вдавления и крупные спирали, выполненные однонаправленной (ранний признак!) тесьмой.

В комплексах с этой керамикой обнаружены новые типы бронзовых подвесок: медальоны с концентрической орнаментацией, подвески с прямым стержнем и рельефной веревочкой на нем и т. д.; встречены глиняные модели повозок. Для булавок это финальная стадия; и в степи обнаружены, в основном, их металлические разновидности, которые еще продолжают бытовать в предгорьях (например, находка У-образной булавки: Красная поляна к. 1, п. 8).

На втором этапе утверждаются концентрические мотивы в орнаментации, выполненные тесьмой. На кубках правобережья Нижнего Дона и Донетчины они занимают место косых и ромбических вертикалей во фризе, окаймленном горизонтальными поясами тесьмы. На курильницах и так называемых чугунках Предкавказья нанесен орнамент из сочетания тесьмы, треугольного и спиралевидного штампов. В этот период и в последствии на бытовой катакомбной посуде вновь доминируют горизонтально-зональные сюжеты (т. н. елочная керамика по А. М. Смирнову), что связано с усилением восточных влияний и ослаблением связей с Кавказом. Кроме керамики, иные орнаментированные изделия в комплексах этого этапа не встречены.

Итак, появление вертикально-зональной орнаментации соответствует периоду формирования в степи катакомбного обряда и, вероятно, связано с теми же идеологическими предпосылками. Эволюция этой композиции от косо-ромбического стиля к спирально-концентрическому сопровождалась развитием керамики от сосудов с уступчатым плечиком и уплощенными боками к округлобоким формам, так как эти виды поверхности наиболее соответствуют нанесению узоров названных стилей. При этом прослеживается местное происхождение как основных мотивов орнамента (концентрические круги), так и специфических форм керамики (кубков). Наконец, с точки зрения приоритета основного носителя комплекса идей, мы предлагаем для орнамента косо-ромбического стиля употреблять термин - "булавочный", а для спирально-концентрического - "кубковый.

 


Страница << 1 2




   
  Copyrigt © Александр Лапшин        
Hosted by uCoz