Наша эмблема
 
Эмблема ВДАО
 
 
 


Главная
> Библиотека > Кияшко А.В. > Статьи > №2

 

О культурном единстве позднеямных и раннекатакомбных памятников эпохи средней бронзы


Страница 1 2 >>

В названии моего доклада можно усмотреть противоречие, если подходить традиционно, расчленяя степной бронзовый век на последовательно сменяющие друг друга ямную, катакомбную и срубную культуры. Но все больше данных в пользу того, что погребальный обряд имел в эту эпоху (как, очевидно, и в любую другую) надкультурный характер.

Анализ инвентаря и ритуала погребений позднеямного - раннекатакомбного времени позволяет согласиться с мнением, что в этот период культурные изменения в степном Предкавказье и Приазовье происходили эволюциовно (Кривцова-Гракова, 1938, 1962; Хойслер, 1975; Евдокимов, 1979; Трифонов, 1983 и др.). Однако, темп и характер этих изменений по отдельным признакам обряда и категориям инвентаря настолько различны, что трудно, вслед за названными исследователями, определить этот процесс как смену культур.

Проведенное С.Н. Братченко для Северского Донца (1989) и нами для Нижнего Дона (1990) сопоставление позднеямного и раннекатакомбного времени фиксирует в одних случаях полное типологическое соответствие (например, в инвентаре - металлических орудий; в обряде - поз и ориентировок умерших, элементов ритуала), в других случаях это аналогии на уровне категорий, но при типологических отличиях: общие костяные молоточковидные булавки, но "ямные" - стержневидные с горизонтальным поясом орнамента, а "катакомбные" - веретенообразные с вертикальным узором; идентичная по форме посуда, но, соответственно, кругло- и плоскодонная, и т. д.

И, наконец, лишь катакомба является безусловной новацией, которая не имеет и повидимому, не может иметь генетических корней в ямном ритуале. Но ее появлению предшествует формирование таких важных элементов катакомбного обряда, как характерная поза и ориентировка умерших, микродетали ритуала и т. д.


Страница 1 2 >>




   
  Copyrigt © Александр Лапшин        
Hosted by uCoz