Наша эмблема
 
Эмблема ВДАО
 
 
 


Главная
> Библиотека > Сухорукова Е.П. > Статьи > №2

 

О некоторых особенностях погребального обряда захоронений полтавкинской культуры на территории Заволжья и Волго-Донского междуречья

 

На протяжении всего периода археологического изучения заволжских и волго-донских полтавкинских древностей сложность их культурного определения во многом заключалась в отсутствии четких признаков, позволяющих вычленить эти материалы из общей массы комплексов раннего периода эпохи средней бронзы. Произведенный анализ всех составляющих элементов погребального обряда полтавкинских захоронений позволил не только четче определить культурно-хронологическое своеобразие изучаемой группы памятников, но и выявил их однородность с другими культурными образованиями в рамках единой обрядовой группы, существовавшей на территории степного Предкавказья в эпоху средней бронзы. Взаимосвязь, сочетание ее элементов (прежде всего направленности умерших на восток или запад и обращенности их направо или налево) ранее позволили А.В. Кияшко ввести градацию на четыре локальные ритуальные традиции: для Доно-Донецкого региона характерна восточная направленность и правая обращенность погребенных, для Доно-Волжского - направленность на восток и левая обращенность, для Волго-Уральского - на запад и направо, для Волго-Манычского - на запад и налево (Кияшко, 2002. С. 79).
С целью иллюстрации обозначенных выше признаков было осуществлено картографирование полтавкинских комплексов, которое проводилось в соответствии с предпринятым в исследовании делением ареала полтавкинской культуры на регионы Заволжья и Волго-Донского междуречья. Из выборки были исключены погребения с трудно определимыми ориентировкой и положением умерших ввиду их разрушенности, поэтому выборка по территории Заволжья составила 42 погребения, междуречья Волги и Дона - 83.
Анализ показал, что в Заволжье практически отсутствуют захоронения с доно-донецкой (всего 2; 6 %) и доно-волжской (1; 2 %) ритуальными традициями. Это закономерно, поскольку подобные погребения группируются в междуречье, в бассейне р. Дон (что соответствует расположению и ямных доно-волжских захоронений).
На севере изучаемого региона (как в Заволжье, так и на правом берегу Волги, в Самарском и Саратовском Поволжье) преобладает волго-уральская погребальная традиция, причем эти комплексы рассредоточены вдоль Волги с севера на юг, в отличие от захоронений с волго-манычской ритуальной традицией, которые сконцентрированы в южной части.
Территория Заволжья в количественном отношении представ­лена в основном захоронениями с волго-уральской погребальной традицией (19; 45 %), волго-манычский ритуал получает широкое распространение лишь к югу (18; 43 %), судя по всему, именно этот ареал являлся зоной активных контактов полтавкинского на­селения. В междуречье Волги и Дона преимущество принадлежит волго-манычскому ритуалу (37; 45 %), что, возможно, объясняется легкостью продвижения с юга, а также природно-географическим соседством с территорией Калмыкии. Достаточно боль­шое присутствие в междуречье погребений с волго-уральской ритуальной традицией (30; 36 %), скорее всего, связано с тем, что пришлое полтавкинское население, направлявшееся с востока на запад, использовало территорию Заволжья в качестве удобного коридора в своем продвижении, не задерживаясь надолго в степях Левобережья Волги и стремясь как можно скорее форсировать Волгу. По-видимому, столь немногочисленное присутствие в Заволжье памятников полтавкинской культуры по сравнению с ареалом междуречья Волги и Дона явилось результатом устремленности различных периферийных по отношению к Кавказу племен к этому центру культурных влияний, навстречу новым идеям и технологиям.
В большем количестве, по сравнению с Заволжьем, представлен в междуречье Волги и Дона доно-волжский ритуал (11; 14 %), однако доно-донецкая погребальная традиция прослежена лишь в одном захоронении (1 %).
Из 125 комплексов, составляющих выборку для анализа ритуальных традиций в погребениях полтавкинской культуры, лишь в 20 случаях умершие были ориентированы меридионально: 4 в Заволжье, 16 в междуречье Волги и Дона.
В 6 захоронениях отмечено соединение нескольких ритуальных традиций (двойные захоронения): волго-уральской и волго-манычской (3), волго-манычской и доно-волжской (2), доно-донецкой и волго-уральской (1). Эти примеры можно объяснить особенностями семейно-родовых отношений.

В целом учет одного из основных признаков археологической культуры - региональной специфики разновидностей погребального обряда, несомненно, также помогает разобраться в сложной картине культурного взаимодействия в эпоху средней бронзы на обозначенной выше территории.

 

 




   
  Copyrigt © Александр Лапшин        
Hosted by uCoz