Полтавкинская керамическая традиция прошла в своем развитии, по крайней мере, два этапа. Сначала она была представлена разнообразным, постепенно видоизменяющимся комплексом типов керамики. В технологии изготовления посуды, ее морфологии и орнаментике прослеживались как особые, оригинальные признаки, так и общие, надкультурные элементы. Это был этап развития и функционирования полтавкинской керамической традиции, соответствующий периоду существования самой полтавкинской культуры. Следующий этап связан с угасанием этой традиции, развитие прекращается, мы имеем дело лишь с весьма трансформированным полтавкинским наследием, выраженным почти исключительно в орнаментике изделий. Формы посуды и способы ее изготовления практически уже не связаны с предшествующим временем, и мы можем говорить о керамике новой, волго-донской культуры, которая очень близка по этим признакам донецкой и, отчасти, среднедонской катакомбным культурам.
Специфика полтавкинской керамической традиции во время ее становления и развития проявилась в распространении на территории волго-донских и заволжских степей сосудов, необычных для предшествующей местной позднеямной культуры и отличных от синхронной раннекатакомбной и раннедонецкой керамики. Кроме большого количества стройных, приземистых и высоких баночных сосудов закрытого типа, в морфологии которых еще можно усмотреть наследие позднеямной культуры, появляются высокие и приземистые прямостенные банки. Уплощенная поверхность характерна и для сосудов с уступчатой профилировкой плечика, распространненых как в полтавкинской культуре, так и в раннекатакомбных памятниках. Только для полтавкинской керамической традиции типичны сосуды, тулово которых имеет удлиненно-яйцевидную, бесшейную форму, зачастую с неустойчивым уплощенным дном. Единственным рельефным элементом этих сосудов, характерным только для полтавкинской керамики, является выделенный венчик, имеющий скошенную вовнутрь площадку. По всей вероятности, этот признак является следствием формовки верхней части сосуда, вращающегося на гончарной подставке, приемом защипа края венчика двумя пальцами руки. В пользу этого предположения свидетельствует часто фиксируемая близость высоты венчика снаружи и ширины его площадки внутри.
Отличительной чертой полтавкинских сосудов является сплошная, по-преимуществу, зубчатая орнаментация. Это разительно отличает их от горшков предшествующей позднеямной культуры, которые нередко неорнаментированы или украшены довольно скудно. Распространен веревочный узор в верхней части тулова, оттиски штампа в стиле отступающей лопаточки. Часто орнамент дополняют или даже замещают регулярные следы полосчатого сглаживания поверхности. Редкие экземпляры ямной керамики сплошь орнаментированы проходами уголкового, двухзубчатого или трехзубчатого штампа в отступающей технике, что также диссонирует со стилем украшения более поздней полтавкинской посуды. Керамика раннекатакомбного времени в Нижнем Поволжье и в волго-донских степях практически не отличается от синхронной нижнедонской и предкавказской. Она характеризуется смешанными ямно-катакомбными признаками: наряду с круглодонной появляется плоскодонная посуда, типична уступчатая профилировка плечика. Орнамент становится более разнообразным: при сохранении монотонного горизонтального узора ряд сосудов украшен пышным асимметричным или вертикально-зональным декором. На этом фоне атрибуция полтавкинской керамики затруднена, особенно в условиях практически идентичного обряда позднеямных, раннекатакомбных (по сути тех же ямных) и полтавкинских погребений.
Помимо уже упомянутых выше морфологических признаков о полтавкинской принадлежности керамики в это время свидетельствует орнаментация сосудов густыми рядами вертикальных или горизонтальных отпечатков зубчатого штампа. Отметим, что в ряде случаев, особенно на территории Волго-Донского междуречья, на полтавкинских сосудах эти ряды отпечатков выполнены отрезками не зубчатого, а веревочного штампа. И все же, главным полтавкинским атрибутом выступают ряды (часто - горизонтальные, изредка - вертикальные) оттисков зубчатого штампа в стиле шагающей гребенки. Иногда это многоярусные оттиски, сплошь покрывающие поверхность сосудов, чаще шагающая гребенка сочетается с рядами круговых отпечатков веревки в верхней трети тулова, в единичных случаях гребенчатые мотивы являются составной частью типичной катакомбной вертикально-зональной композиции орнамента. Последующий, т.н. раннедонецкий горизонт древностей, наиболее рельефно представленный на Нижнем Дону и Северском Донце, практически не ощутим на более восточных территориях.
Можно лишь констатировать, что везде в раннедонецкое время универсальные традиции позднеямного-раннекатакомбного времени сменились локальными культурными проявлениями. На Ставрополье и Восточном Маныче это были северокавказские погребения в катакомбах, в доно-донецком регионе - ранние донецкие памятники, в Нижнем Поволжье и волго-донских степях - памятники полтавкинской культуры. Последняя занимала теперь монопольное положение в регионе, однако в керамике отмечаются элементы соседней, раннедонецкой культуры. Это распространение плавнопрофилированных и кубковидных форм сосудов, употребление характерных элементов орнамента: тройных однонаправленных оттисков веревки, петельчатых ов и арочных отпечатков. В то же время, в орнаментации полтавкинской керамики появляются елочные мотивы, выполненные, в основном, крупнозубчатым штампом. Очевидно, что во взаимодействии полтавкинских и раннедонецких традиций складываются предпосылки для возникновения характерной керамики с елочной орнаментацией и оформления последующей волго-донской культуры Нижнего Поволжья.
|