Наша эмблема
 
Эмблема ВДАО
 
 
 


Главная
> Библиотека > Сухорукова Е.П. > Статьи > №4

 

Некоторые проблемы изучения археологических памятников эпохи средней бронзы в Поволжье

 

Страница 1 2 >>

Изучение археологических памятников эпохи средней бронзы в Поволжье, и частности памятников полтавкинского типа, насчитывает около ста лет. Начало этого изучения связано с именем В.А. Городцова, который в начале XX в. предложил периодизацию эпохи бронз - разделил все погребения по типам могильного устройства: в ямах, катакомбах и срубах (Городцов В.А., 1905). Эта схема является основой предлагаемой в работе таблицы, в которой рассматривается развитие идеи В.А. Городцова о средней бронзе (катакомбной культуре) в Нижнем Поволжье (ямная и срубная культуры обозначены условно).

Развитие взглядов по культурно-хронологической оценке полтавкинских памятников

В.А.Городцов
Ямная культура
Катакомбная к-ра

Срубная
культура

П.С.Рыков
Ямная культура
Хвалынская культура
Стадия А
Стадии В,С
П.Д.Рау
Ямная культура
Хвалынская культура
Полтавкинская ступень
Стадии В,С
И.ВСиницын
В.П.Шилов
Н.Я.Мерперт
Ямная культура
Срубная культура
Полтавкинская ступень
Развитая и поздняя
срубные
культуры
О.А.Кривцова-Гракова
Т.Б.Попова
К.Ф.Смирнов
Ямная культура
Полтавкинская культура
Срубная
культура
Н.К.Качалова
И.Б.Васильев
П.Ф.Кузнецов
Ямная культура
Полтавкинская культура
Срубная
культура
Ранний этап
Поздний этап
Срубная
культура
В.И.Мельник
Ямная культура
Полтавкинская культура
 
Срубная
культура
М.А.Турецкий
Ямная культура
Полтавкинская
(катакомбная)
культура
Срубная
культура
...
позднеямная
А.В.Кияшко
В.В.Филипченко
Н.М.Малов
Ямная культура
Полтавкинская
культура
Волго-
Донская
катакомбная
культура
Срубная
культура
Н.Л.Моргунова
Ямная культура
Срубная
культура

В 1927 году П.С. Рыков представил свою схему последовательного развития культур эпохи бронзы в Нижнем Поволжье.

В этой периодизации П.С. Рыковым была выделена особая хвалынская культура, разделенная на 3 стадии: А, В, С (соответствующие по времени катакомбной и срубной культурам Донца). К первой стадии он отнес курганные погребения, имеющие черты преемственной связи как с древнеямной культурой, так и с последующими стадиями: В и С (Рыков П.С, 1927).

П.Д. Pay, проводя раскопки у с. Ст. Полтавка и в других районах Заволжья, обнаружил погребения этого же типа и объединил их под общим названием «полтавкинская ступень», высказав предположение об особой роли этих памятников.

В последующие годы шло быстрое накопление археологического материала, что было связано с интенсивными новостроечными работами. Однако данное обстоятельство не внесло ясности в понимание этого материала, поскольку выводы различных исследователей оказались противоречивыми. Постепенно в изучении памятников полтавкинского типа вырисовался круг проблем. Это вопросы о происхождении, периодизации, культурной специфике полтавкинских памятников; о взаимосвязи их с другими культурами, а также о возможности выделения локальных вариантов полтавкинских памятников и применения к ним термина «культурно-историческая общность» и др. В данной работе предполагается остановиться на проблемах культурной и локально-хронологической характеристики полтавкинских памятников.

В 50-е годы дискуссии о полтавкинской культуре раздели-ли исследователей на 2 группы. К первой можно отнести сторонников выделения полтавкинских памятников в самостоятельную культуру - О.А. Кривцову-Гракову, К.Ф. Смирнова и др., которые очерчивали ареал распространения культуры полосой вдоль Волги (Кривцова-Гракова О.А., 1955; Смир­нов К.Ф., 1959). Ко второй - И.В. Синицына, В.П. Шилова, Н.Я. Мерперта и др. Они, вслед за П.С. Рыковым, рассматривали эту группу памятников как ранний этап срубной культуры, расширяя ее территориально к востоку и западу от Волги (Синицын И.В., 1959; Шилов В.П., 1959; МерпертН.Я., 1957).

 

Страница 1 2 >>

 




   
  Copyrigt © Александр Лапшин        
Hosted by uCoz