Страница 1 2 >>
Изучение археологических памятников эпохи средней бронзы в Поволжье, и частности памятников полтавкинского типа, насчитывает около ста лет. Начало этого изучения связано с именем В.А. Городцова, который в начале XX в. предложил периодизацию эпохи бронз - разделил все погребения по типам могильного устройства: в ямах, катакомбах и срубах (Городцов В.А., 1905). Эта схема является основой предлагаемой в работе таблицы, в которой рассматривается развитие идеи В.А. Городцова о средней бронзе (катакомбной культуре) в Нижнем Поволжье (ямная и срубная культуры обозначены условно).
Развитие взглядов по культурно-хронологической оценке полтавкинских памятников
В.А.Городцов |
Ямная культура |
Катакомбная к-ра |
Срубная
культура |
П.С.Рыков |
Ямная культура |
Хвалынская культура |
Стадия А |
Стадии В,С |
П.Д.Рау |
Ямная культура |
Хвалынская культура |
Полтавкинская ступень
|
Стадии В,С |
И.ВСиницын
В.П.Шилов
Н.Я.Мерперт |
Ямная культура |
Срубная культура |
Полтавкинская ступень |
Развитая и поздняя
срубные
культуры |
О.А.Кривцова-Гракова
Т.Б.Попова
К.Ф.Смирнов |
Ямная культура |
Полтавкинская культура |
Срубная
культура |
Н.К.Качалова
И.Б.Васильев
П.Ф.Кузнецов |
Ямная культура |
Полтавкинская культура |
Срубная
культура |
Ранний этап |
Поздний этап |
Срубная
культура |
В.И.Мельник |
Ямная культура |
Полтавкинская культура |
|
Срубная
культура |
М.А.Турецкий |
Ямная культура |
Полтавкинская
(катакомбная)
культура |
Срубная
культура |
... |
позднеямная |
А.В.Кияшко
В.В.Филипченко
Н.М.Малов |
Ямная культура |
Полтавкинская
культура |
Волго-
Донская
катакомбная
культура |
Срубная
культура |
Н.Л.Моргунова |
Ямная культура |
Срубная
культура |
В 1927 году П.С. Рыков представил свою схему последовательного развития культур эпохи бронзы в Нижнем Поволжье.
В этой периодизации П.С. Рыковым была выделена особая хвалынская культура, разделенная на 3 стадии: А, В, С (соответствующие по времени катакомбной и срубной культурам Донца). К первой стадии он отнес курганные погребения, имеющие черты преемственной связи как с древнеямной культурой, так и с последующими стадиями: В и С (Рыков П.С, 1927).
П.Д. Pay, проводя раскопки у с. Ст. Полтавка и в других районах Заволжья, обнаружил погребения этого же типа и объединил их под общим названием «полтавкинская ступень», высказав предположение об особой роли этих памятников.
В последующие годы шло быстрое накопление археологического материала, что было связано с интенсивными новостроечными работами. Однако данное обстоятельство не внесло ясности в понимание этого материала, поскольку выводы различных исследователей оказались противоречивыми. Постепенно в изучении памятников полтавкинского типа вырисовался круг проблем. Это вопросы о происхождении, периодизации, культурной специфике полтавкинских памятников; о взаимосвязи их с другими культурами, а также о возможности выделения локальных вариантов полтавкинских памятников и применения к ним термина «культурно-историческая общность» и др. В данной работе предполагается остановиться на проблемах культурной и локально-хронологической характеристики полтавкинских памятников.
В 50-е годы дискуссии о полтавкинской культуре раздели-ли исследователей на 2 группы. К первой можно отнести сторонников выделения полтавкинских памятников в самостоятельную культуру - О.А. Кривцову-Гракову, К.Ф. Смирнова и др., которые очерчивали ареал распространения культуры полосой вдоль Волги (Кривцова-Гракова О.А., 1955; Смирнов К.Ф., 1959). Ко второй - И.В. Синицына, В.П. Шилова, Н.Я. Мерперта и др. Они, вслед за П.С. Рыковым, рассматривали эту группу памятников как ранний этап срубной культуры, расширяя ее территориально к востоку и западу от Волги (Синицын И.В., 1959; Шилов В.П., 1959; МерпертН.Я., 1957).
Страница 1 2 >>
|