Наша эмблема
 
Эмблема ВДАО
 
 
 


Главная
> Историческая справка

 

Историческая справка


Страница << 1 2 3 >>

Бронзовый век

Памятники этой эпохи достаточно ярко представлены на Волгоградской земле. Дальнейшее интенсивное развитие производящих форм хозяйства, в первую очередь скотоводства, а в последствии и земледелия привели к быстрому заселению Нижнего Поволжья. Эта эпоха ознаменовалась целым рядом достижений в хозяйстве населения нашего степного края. В обиход начинает входить новый металл – бронза, появляется колесный транспорт (рис. 15), животные начинают повсеместно использоваться как тягловая сила. Развивается специализация в ремесле, подтверждением тому является открытие археологами погребений мастеров по изготовлению кремневых наконечников стрел и литейщиков.
Успехи в хозяйстве позволили получать значительный объем продуктов, что в конечном счете отразилось на имущественном, а затем и социальном положении отдельных групп  людей. В то время появляются погребальные сооружения, отличающиеся пышным ритуалом и обилием сопровождающих вещей, что должно было подчеркивать социальную значимость погребенных в них людей.
Курганы, хотя и появились в предыдущую эпоху, становятся наиболее распространенным видом археологических памятников в степном евразийском поясе только с эпохи бронзы. Древние курганы Волго-Донских степей являются современниками египетских пирамид, одинаково и их значение (рис. 16). Они представляют собой искусственные насыпи, которые возводились следующим образом. Сперва выкапывалась могильная яма, в которую клали погребного и необходимые по ритуалу вещи. Ямы могли быть самых разнообразных конструкций: простыми прямоугольными, с заплечиками, с подбоями и катакомбными – все зависело от культурных традиций и времени, к которому относились захоронения. Ямы закрывались деревянными перекрытиями, после чего над ними возводились курганные насыпи. Земля для насыпей обычно бралась рядом. После сооружения курганной насыпи, вокруг не оставался ров. Это одна из наиболее простых конструкций погребального сооружения. На практике археологам часто приходится иметь дело с более сложными курганными насыпями, поскольку обычно в первоначальную насыпь впускались другие погребения, зачастую разных эпох. При этом первоначальную насыпь несколько раз досыпали, что усложняло ее стратиграфию. Иногда в одном кургане обнаруживают по несколько десятков погребений, начиная от бронзового века и кончая Средневековьем. Археологам при раскопках курганов приходится выявлять в нюансы стратиграфии, устанавливать относительную хронологию захоронений и их культурную принадлежность. На основе раскопок курганов еще в начале прошлого века были выделены три археологические культуры бронзового века: ямная, катакомбная и срубная, которые в разное время охватывали Нижнее Поволжье. Названия эти условные они происходят от наиболее характерных черт погребального обряда. Так для ямной культуры было типичным погребать умерших в простых прямоугольных или овальных ямах, для катакомбной – в ямах с нишами – катакомбами, для срубной – прямоугольных ямах, стены которых иногда укреплялись деревянными срубами. Эти культуры различались между собой и другими деталями обряда, например особенностями положения погребенных, их ориентировками, характером вещевого материала. Кроме того, они отличаются и типами памятников. Так, в Нижнем Поволжье ямная культура представлена исключительно подкурганными погребениями, катакомбная – преимущественно теми же памятниками, так и поселениями, а срубная – как погребальными памятниками, так и поселениями. За всеми этими особенностями, присущими каждой из упомянутых культур, стоят не только хронологические или экологические, но, в определенной мере, и этнические различия.


Ямная культура
Памятники ямной охватывали степное пространство от Урала до Прута и Дуная.
Ямную культуру обычно относят к раннему бронзовому веку и раньше датировали ее преимущественно III тысячелетием до нашей эры, катакомбную относят к среднему бронзовому веку и датировали концом  III - серединой II тысячелетия до нашей эры. В Нижнем Поволжье, кроме того, была выделена еще одна археологическая культура – полтавкинская, также относимая с среднебронзовому веку. К позднему бронзовому веку относится срубная культура, датировавшаяся  серединой II – началом I тысячелетия до нашей эры.
В Нижнем Поволжье ямная культура формируется на местной энеолитической основе. Здесь она представлена в основном погребениями под курганами. Судя по характеру памятников и находкам в них, население в то время занималось скотоводством и вело подвижный образ жизни. На время существования ямной культуры приходится так называемая эпоха суббореальной аридизации. Потепление климата, сокращение количества атмосферных осадков обусловили крен хозяйства у племен ямной культуры в сторону интенсификации животноводства с переходом на его подвижные формы. Эту мысль подтверждает как отсутствие поселений, так и состав стад, в которых значительную часть составляли овцы, более всего приспособленные  к кочевому скотоводству. Население ямной культуры быстро осваивает степные пространства, где об их обитании в прошлом свидетельствуют оставленные ими древние курганы. Древнейшим районам формирования этой культуры были Волго – Уральские степи. В дальнейшем племена ямной культуры продвигаются далеко на запад. Этому во многом способствовало распространение транспорта в виде повозок, запряженных волами. В Нижнем Поволжье такие повозки были обнаружены  в курганах ямной культуры в Калмыкии.
К настоящему времени на территории от Южного Урала до Дуная исследовано около 10 тысяч курганов ямного времени (Рындина, Дегтярева, 2002, 104). На всем этом пространстве археологи выделяют более десяти локальных вариантов ямной культуры, видимо соответствующих различным племенным группировкам носителей этой культуры.
Погребальный обряд ямной культуры отличается относительным однообразием. Под курганом в прямоугольных ямах обычно находился один погребенный в скорченном положении на боку или на спине с подогнутыми ногами. На дне могильных ям часто присутствует охра. Из вещей встречается глиняная лепная посуда, кремневые наконечники стрел или другие поделки из кремня, иногда так называемые молоточковидные булавки. Предметы, изготовленные из металла, попадаются довольно редко, видимо в силу их ценности (см. рис. 17).

Племена ямной культуры Нижнего Поволжья испытывали влияние двух металлургических центров – Кавказского и Южно – Уральского. К западу от Волги чаще встречаются изделия из кавказского медно - мышьяковистого металла, заволжские районы больше тяготели к Южно – Уральскому центру представленному медным рудным месторождением Каргалы, расположенным недалеко от современного Оренбурга, где находятся тысячи древних шахт и отвалов отработанной породы (Черных, 1997).
<…>О том, что в эпоху бронзы нынешняя территория города была плотно заселена, свидетельствует целый ряд фактов. Так,  например, в различного рода публикациях начала и первой половины ХХ века содержится  много упоминаний о древних курганах в черте города, многие из которых, видимо, относились к бронзовому веку. В упоминавшемся издании «Материалы к археологической карте…», подготовленном А. Ильиной и П. Шишкиным в 1929 году, отмечается наличие девяти курганов на Мамаевых буграх, столько же курганов находилось на территории завода «Баррикады», три кургана во дворе больничного поселка имени Ермана, два кургана – близ оврага Проломного. Профессор Ф. Баллод, посетивший Царицын в 1921 году, обратил внимание на большое количество археологических памятников непосредственно на его территории. По этому  поводу он писал в своей книге «Приволжские Помпеи»: «В черте города Царицына, а именно в его юго-западной  окраине, за полотном железной дороги, возвышались и курганы, ныне уже не существующие» И далее: «К северу то Царицына до Мечетки, на расстоянии приблизительно 2 версты от Волги, тянутся Мамаевы бугры, усеянные курганами». А в районе Сарепты он отмечал целые «поля курганов» (Баллод, 1923, 12 – 15). В Трудах Саратовской Ученой архивной комиссии есть и прямое упоминание5 на существование на территории Царицына курганов бронзового века. В одном из их выпусков рассказывается о том, что в 1907 году при планировке Рыбинской улицы был снесен древний курган, котором находилось погребение, относящееся к бронзовому веку. В нем были найдены бронзовые горшки, бронзовое тесло и пешня. Судя по этим вещам, рисунки которых были воспроизведены в книге Ф. Баллода, это погребение относится, вероятно, к катакомбной культуре (Баллод, 1923, 13).
Интенсивные археологические раскопки, развернутые волгоградскими исследователями с 60-х годов прошлого века, выявили большое количество курганных групп и одиночных курганов, располагавшихся между Волгой и Доном, в том месте где эти реки ближе всего подходят друг к другу и где находится наш город. В некоторых местах они в плотную подходят к городу.
В течение нескольких лет во второй половине 60-х годов, а так же время прошлого века велись раскопки на южной окраине города, в Заканальной его части, в местах, прилегающих к промышленной зоне и Сарпинским озерам. Здесь в курганах были открыты погребения всех культур бронзового века: ямной, катакомбной и срубной культур чаще встречалась глиняная посуда, зернотерки, бронзовые ножи (Мамонтов, 1968, 110, 111; Гуренко, 1995, 61-71).
Есть сведения, что еще в 1834 голу пастор немецкой колонии Сарепта Г.Цвик производил раскопки курганов в ее окрестностях. В 1983 году археологи произвели раскопки кургана на Ергенинской возвышенности рядом с Сарептой. Это был не большой курган, имевший 0,69 м в высоту и 18 м в диаметре. В нем оказалось восемь погребений, относящихся к бронзовому и раннему железному веку. Первоначально курган был насыпан над погребением ямной культуры. Оно было сооружено в прямоугольной яме глубиной 0,69 м. На дне ямы находился толстый слой охры. Умерший лежал на спине, головой на юго-запад, его кости также были густо окрашены охрой. Эта деталь обряда весьма характерна для погребения ямной культуры. В этот же курган были впущены два погребения, относящихся к катакомбной культуре. Для одного из них была выкопана яма с нишей-катакомбой в одной из её стен. Дно ямы было устлано слоем куги и частично посыпанной охрой. В погребении найдена боковина глиняного сосуда, выполнявшая роль жаровни, другие фрагменты керамики  и череп барана. Вторе погребение оказалось разрушено кладоискателями. Одно погребение в этом кургане относилась к полтавской культуре, оказавшееся тоже ограбленным. На краю ямы этого погребения были обнаружены череп лошади и глиняный сосуд, игравшие какую-то роль в погребальном обряде. Ещё одно погребение из числа открытых принадлежало срубной культуре, в нём находился  скелет подростка в скорченной позе на левом боку , головой на северо-восток. Рядом с ним был сосуд баночной формы. Здесь же было обнаружено и еще одно очень редкое погребение переходного времени от бронзового века к раннему железному, датирующееся началом I тысячелетия до нашей эры (Мамонтов, 1985, 161). Этот период очень слабо отражен в археологических материалах. Он синхронен примерно времени обитания в Северном Причерноморье героических киммерийцев, совершавших набеги через Кавказ в страны переднего Востока. Это погребение принадлежало молодой женщине, Положенной в скорченном положении на левый бок, головой на восток. С ней найдены бронзовый однолезвийный нож, оселок из плотного песчаника с отверстием с одной стороны, стеклянные бусы. Остальные погребения в этом кургане относились к более поздней эпохе, о которой речь пойдет ниже.



Страница << 1 2 3 >>





   
  Copyrigt © Александр Лапшин        
Hosted by uCoz