Наша эмблема
 
Эмблема ВДАО
 
 
 


Главная
> Библиотека > Сухорукова Е.П. > Статьи > №5

 

Новые аспекты в изучении полтавкинских памятников Волго-Донского региона.

 

Страница << 1 2

Анализ материалов и сопоставление его с данными соседних территорий позволяет в настоящий момент высказать предположение и о возможности разделения раннеполтавкинских памятников на два хронологических горизонта (по признакам погребального инвентаря, прежде всего керамики), соответствующие по времени раннекатакомбному (преддонецкому) и следующему раннедонецкому периодам развития катакомбной культуры на территории Нижнего Дона. Раннекатакомбные признаки в керамике: сосуды вытянутых пропорций, по форме яйцевидные бесшейные, с уступчатой профилировкой плечика и вертикально-зональной композицией орнамента; поверхность, как правило, сплошь орнаментирована зубчатым штампом (горизонтальные, вертикальные или косые оттиски зубчатого штампа). Другой маркирующий инвентарь – костяные молоточковидные булавки с веретенообразным стержнем, бронзовые подвески – стерженьки с шариком на конце. На следующем этапе, раннедонецком, в орнаментации сосудов появляются новые шнуровые и ранние тесемчатые элементы, в инвентаре – височные кольца с так называемым обратным разворотом, кольцевидные медальоны, подвески с рельефной орнаментацией, металлические орудия успенского этапа. Чаще встречается орнаментация сосуда зубчатым штампом, образующим узор в виде шагающей гребенки. Данный узор сохраняется в последующий позднедонецкий период – во время бытования волго-донской культуры, но он уже выстроен в елочную композицию.

Одной из самых сложных представляется проблема происхождения и судеб полтавкинской культуры. Проблема происхождения полтавкинской культуры практически не затрагивалась в работах ее исследователей, а потому остается открытой на сегодняшний день. Внешний компонент в полтавкинской культуре четко еще не прослежен: некоторые видят истоки в культурах Казахстана, другие – в традициях энеолитических культур Поволжья (к примеру, в вольско-лбищенских материалах). Для определения местного компонента, субстрата полтавкинской культуры, предполагается привлечь к исследованию позднеямные-раннекатакомбные материалы.

Не менее важен и вопрос дальнейшего развития полтавкинской культуры. Кияшко, Малов, Филиппченко считают, что судьба полтавкинской культуры эволюционна и связана с трансформацией ее на позднем этапе в волго-донскую культуру. Но этот вопрос еще требует проработки, трактовка волго-донских материалов исходя из традиции - как развитие полтавкинской культуры, в некоторой степени противоречит отдельным элементам ее обряда и инвентаря, в частности морфологии волго-донских сосудов – это уже в большей степени короткошейные горшки, в верхней части которых в качестве элемента декора часто выступает фриз, выполненный веревочкой, орнаментированны елочным узором, часто переходящим и на дно сосудов. 

Завершение полтавкинской традиции до последнего времени представлялось сложным и непонятным, так как сменяющая ее покровская культура очень отлична от полтавкинской или волго-донской, но в настоящий момент благодаря работам Э.С. Шарафутдиновой, А.В. Кияшко, Р.А. Литвиненко, Р.А. Мимохода возможно сделать вывод, что между полтавкинской культурой и покровской лежат культуры финала средней бронзы. В частности, в криволукской культуре прослежены ряд признаков волго-донской культуры: северо-восточная ориентировка, руки к ногам, элементы орнаментации керамики.

 

 

 

Страница << 1 2




   
  Copyrigt © Александр Лапшин        
Hosted by uCoz