Наша эмблема
 
Эмблема ВДАО
 
 
 


Главная
> Библиотека > Сухорукова Е.П. > Статьи > №6

 

Изучение эпохи средней бронзы Нижнего Поволжья в трудах саратовских археологов первой половины XX в.

 

Страница << 1 2

Что касается культур позднего энеолита и бронзового века, то здесь с именем П.С. Рыкова связано само обоснование наличия этих культур в Нижнем Поволжье и определение своеобразия их развития в этой области. «…Всякая схема есть схема, - подчёркивал он, - т. е. она даёт лишь общую картину, применить которую возможно в любом месте, отыскивая лишь местные детали, каких схема, разумеется касаться не в состоянии. Такие детали оказались и в нашем крае» . По сути дела, здесь можно говорить об одной из первых попыток выделения конкретных, отмеченных определённым своеобразием вариантов внутри наметившихся уже гигантских культур евразийских степей.
П.С. Рыкову принадлежит заслуга в выделении хвалынской культуры, что следует связывать именно со стремлением конкретизировать общую картину древнейшей истории степной полосы и определить своеобразие развития Нижнего Поволжья в бронзовом веке. Идея о возможности выделения так называемой хвалынской культуры была изложена Рыковым в 1927 году в работе «К вопросу о культурах бронзовой эпохи в Нижнем Поволжье» после того, как в 1920 году при раскопках знаменитого Покровского курганного могильника им были обнаружены погребения эпохи бронзы, одновременные, как он полагал, срубным, но отличающиеся от них по материальной культуре. Развитие хвалынской культуры П.С. Рыков разделил на три стадии: А, В, С, выделяя их по степени воздействия на хвалынскую культуру со стороны других культур эпохи бронзы Восточной Европы. Ранний этап (стадия А) характеризуется влиянием на хвалынскую культуру позднеямной и катакомбной культур (1600–1400  гг. до н. э.). Стадии В и С, разнясь по материальной культуре, почти совпали хронологически. Материальная культура погребений стадии В испытала на себе сильное влияние со стороны срубной культуры (1300–1100 гг. до н. э.).
Несколько пересмотрев свою концепцию, в 1936 году П.С. Рыков отметил, что хвалынская культура была своеобразной локальной формой культуры срубной с элементами соседних культур, то есть с хвалынской культурой он уже связывал только те памятники, которые ранее были им объединены в стадию С. Стремясь проследить дальнейшую судьбу носителей хвалынской культуры, он попытался выделить ещё две стадии – Д и Е, особо подчёркивая их связь и поздний характер относительно стадии С, но материалами эту мысль он не подтвердил.
Также не было подтверждено фактами утверждение П.С. Рыкова о распространении памятников хвалынской культуры на  всей территории    Нижнего  Поволжья .
В ходе дальнейших исследований многие положения в теории П.С. Рыкова были значительно скорректированы (это касается в первую очередь хронологических рамок выделенных им групп памятников, взаимосвязи и взаимовлияния культурных образований, их истоков и дальнейшего развития и т.д.), однако бесспорно, что ряд положений созданной П.С. Рыковым общей схемы эпохи бронзы Нижнего Поволжья явился для своего времени образцом исторического синтеза археологических источников, выдержал испытание временем и сохранил научную ценность до наших дней. А те моменты, которые были пересмотрены в дальнейшем, явились серьёзным импульсом к разработке новых подходов в изучении эпохи бронзы.
Вслед за П.С. Рыковым особый вклад в разработку проблематики эпохи средней бронзы Нижнего Поволжья внес его ученик – П.Д. Рау: поставил вопрос о выделении самостоятельной полтавкинской культуры. При исследовании курганов у с. Старая Полтавка он обнаружил памятники, хронологически соответствующие стадии А хвалынской культуры по П.С. Рыкову. Идентичные материалы из раскопок последующих лет в других районах Заволжья нагляднее показали отличие данной группы материалов как от погребений эпохи поздней бронзы, так и от одновременных им комплексов катакомбной культуры, уже известных к тому времени. Это позволило П.Д. Рау выделить их в самостоятельный блок – «полтавкинскую ступень» (Poltavkerstuffe). Таким образом, не решившись пока назвать их самостоятельной культурой, П.Д. Рау при этом высказал важный тезис об особой роли этих памятников .
Границей рассмотренного периода в исследовании древностей Нижнего Поволжья можно обозначить конец 1930-х годов, ознаменованных волной политических репрессий, обрушившихся на саратовских археологов, и последующими тяжелыми для российской науки испытаниями военных и первых послевоенных лет.
Таким образом, итогом первого этапа в развитии нижневолжской археологии явилось создание обширной источниковой базы, ставшей основой разработки вопроса периодизации эпохи бронзы Нижнего Поволжья. В проблематике среднебронзового периода важным моментом стало выделение из общего массива археологического материала памятников полтавкинской культуры

Дальнейшее изучение эпохи средней бронзы Нижнего Поволжья и региона Волго-Донского междуречья было связано с широкомасштабными послевоенными восстановительными и последующими новостроечными работами Сталинградской, Куйбышевской и Волго-Донской экспедиций, проводившихся в 50-е гг. XX в. и публикацией результатов работ И.В. Синицына, К.Ф. Смирнова, В.П. Шилова в серии МИА . Они послужили базой для развития теоретической мысли в 1960-80-е гг. XX в. Идея о бытовании в эпоху бронзы на территории Волго-Донского региона полтавкинской культуры получила свое развитие в трудах Н.К. Качаловой. Комплекс проблем, затронутый в ее работах, стал предметом острых дискуссий в научной среде, в которых принимали участие многие исследователи археологических древностей: О.А. Кривцова-Гракова, К.Ф. Смирнов, В.П. Шилов, И.В. Синицын, Н.Я. Мерперт, И.Б. Васильев, К.Ф. Кузнецов, В.И. Мельник, М.А. Турецкий, Н.А. Моргунова, В.И. Мамонтов, Е.П. Мыськов, А.В. Кияшко, Н.М. Малов, В.В. Филиппченко и другие.

Рыков П.С. Указ. соч. 1927. С. 79.

Рыков П.С. Указ. соч. 1936. С. 44-46.

Рыков П.С. Нижнее Поволжье по археологическим данным 1926 – 1927 гг. М-Саратов, 1929. С. 16 – 17.

Рау П.Д. Исследование древних культур Нижнего Поволжья // Нижнее Поволжье. 1928. № 10.

МИА. Т. 1. М., 1959. № 60; МИА. Т. 2. М., 1960. № 78.

 

 


Страница << 1 2





   
  Copyrigt © Александр Лапшин        
Hosted by uCoz