Наша эмблема
 
Эмблема ВДАО
 
 
 


Главная
> Библиотека > Кияшко А.В. > Статьи > №3

 

Полтавкинские подбойные погребения низовий Волги и Дона


Страница << 1 2 3 4 >>

В целом керамику из захоронений в подбоях можно охарактеризовать как достаточно единый комплекс с точки зрения технологии, морфологии и орнаментики.
Среди остального инвентаря заслуживают отдельного упоминания бронзовые клинки, представленные четырьмя экземплярами. Они иллюстрируют довольно характерные типы подобных изделий: ножи с ромбовидным лезвием и длинным, раскованным на конце черенком (рис. 7/1,3); удлиненно-треугольные ножи первого привольненского типа с наибольшей шириной клинка у его основания (рис.7/5); ножи так называемой пятиугольной схемы, с наибольшей шириной клинка в верхней трети, которая и является лезвийной (рис.7/2).

Эти разновидности ножей были охарактеризованы С.Н. Братченко в его обзоре донецкого металла (Братченко С.Н., 1976, с. 49 - 51), они типичны для инвентаря погребений третьего (раннедонецкого) хронологического горизонта позднеямных - катакомбных древностей Нижнего Дона (Кияшко А.В., 1990, с.21). Критерием этого горизонта служит также находка бронзовой подвески с обратным разворотом и кремневого наконечника стрелы с выемкой в основании. Подтверждают такую синхронизацию и вышеупомянутые особенности орнаментации керамики, в частности вертикально-зональное членение узора во фризе (рис.6/2, 7/4), а также веревочные, петельчатые "овы" (рис. 6/6).

Дополнительным аргументом в пользу относительно раннего положения изучаемых погребений в системе древностей эпохи средней бронзы служат стратиграфические данные. В двух случаях - в могильнике Солодовка (рис.3/3) и у хутора Остров (рис.3/ 4) - типичные погребения в подбоях были прорезаны могилами, содержащими керамику развитого катакомбного облика (рис.7/6-7).

С. 19. Итак, типологический анализ обряда и инвентаря, данные стратиграфии позволяют синхронизировать погребения в подбоях с раннедонецкими памятниками Нижнего Дона. Они бытуют вслед за периодом ранних катакомб (последняя четверть III тыс. до н.э.) и, соответственно, могут быть датированы рубежом III и II тыс. до н.э.

Вероятно, нет особых проблем и с определением общего, априорно декларированного в заглавии этой статьи, полтавкинского облика рассматриваемых погребений. Гораздо сложнее разобраться в том, что же они образуют вместе с уже известными полтавкинскими древностями: тип, ступень, группу или культуру. Все эти термины уже фигурировали в исследованиях полтавкинской проблематики (см. Мельник В.И., 1985, с. 5 - 7).

Прежде чем дать такую культурно-историческую оценку, попробуем сформулировать свое представление об археологических признаках эпохи бронзы Юго-Восточной Европы. Они составляют сложные структуры, основные элементы которых могли формироваться относительно независимо друг от друга. К числу этих элементов мы относим керамику, погребальный обряд, металл. Безусловно, этот перечень не охватывает всего многообразия признаков бронзового века, но он включает, на наш взгляд, основные его компоненты.
Традиции изготовления керамики в эпоху бронзы были очень устойчивы, так как глиняную посуду лепили, очевидно, практически в каждом хозяйстве по рецептам, передававшимся из поколения в поколение. Поэтому на основе изучения керамики установлено локальное членение крупных общностей эпохи бронзы, которое отражает многообразие местных традиций, действовавших порой на протяжении всей эпохи (1). В то же время керамика изменялась под влиянием эпохальных процессов: миграций, переориентации связей, идеологических новаций и т.д. Локально-хронологические особенности керамического комплекса эпохи, его элементарные пространственно-временные "ячейки" более всего, на наш взгляд, соответствуют понятию "археологическая культура".

Погребальный обряд коренится в религиозной сфере, поэтому его возникновение трудно проследить по археологическим данным. Известно лишь, что территория его распространения была более обширной, охватывала несколько "керамических" культур, образовывала общность этих культур (2). В эпоху средней бронзы сложение локальных разновидностей погребального обряда происходило на местной основе под воздействием древнего центра его формирования (Кияшко А.В., 19896, с. 41 - 43).

Способы металлообработки для каждого периода бронзового века имели моноцентрическое происхождение, обусловленное поочередным функционированием двух-трех значимых для Юго-Восточной Европы горно-металлургических центров (Кавказ, Урал, Карпато-Балканский регион) (Бочкарев В.С., 1990, с. 4 - 5). Распространение изделий из этих центров было очень обширным и охватывало территории не "только ряда "керамических" культур, но и "погребальных" общностей (3).
Работы В.С. Бочкарева по проблемам культурогенеза эпохи бронзы, его идеи о центрах, "очагах" данного процесса позволяют уточнить пространственные характеристики самой эпохи и ее отдельных периодов. То, что имеет центр, имеет, соответственно, и периферию: ближнюю и дальнюю; имеет и контактную зону с периферией другого центра и т.д. Другими словами, для описания процессов культурогенеза эпохи бронзы Восточной Европы в определенной степени применимо учение о культурных кругах и диффузии культурных явлений, разработанное германскими учеными в начале XX века (Токарев С.А., 1978, с. 134, 144).

1 Например, основным критерием выделения катакомбных культур оказались особенности их керамики. В сильно упрощенном виде они таковы: донецкая культура - кубок; манычская - реповидный сосуд; среднедонская - раструбошейный сосуд; калмыцкая - чугунок; батуринская - высокошейный сосуд с ручками и прочерченным орнаментом; ингульская - чаши со специфическим узором.
2 Критерий выделения культур по погребальному обряду - ямная, катакомбная, срубная - закономерно привел к их "разрастанию" до культурно-исторических общностей.
3 Известны, например, находки бронзовых изделий кавказских типов в ареале среднеднепровской и абашевской культур.

. Таким образом, для бронзового века Юго-Восточной Европы безоговорочное употребление термина "археологическая культура" возможно, на наш взгляд, только в отношении определенного локально-хронологического своеобразия керамики. Признаки погребального обряда чаще всего имеют надкультурный характер, хотя их детальный анализ позволяет установить доминирующую в той или иной "керамической" культуре разновидность данного обряда. Распространение определенного обряда формирует, как уже было сказано, общности культур. Облик изделий из металла свидетельствует лишь об эпохальной принадлежности и общей ориентации какой-либо археологической культуры.

В этой системе координат памятники эпохи средней бронзы Волго-Донских степей занимают периферийное положение по отношению к северокавказскому очагу культурогенеза (Кияшко А.В., 1995, с. 18). Наибольшим своеобразием среди них обладают полтавкинские древности. По нашему мнению, они составляют особую археологическую культуру, определяемую по керамике, а также по некоторым характерным деталям погребального обряда. По металлическому инвентарю полтавкинская культура относится к северокавказской провинции эпохи средней бронзы, а по общему типу погребального обряда - к культурам катакомбного круга (катакомбной культурно-исторической общности).

Особенностями керамики полтавкинской культуры является преобладание бесшейных яйцевидных сосудов, украшенных композицией орнамента, сочетающей горизонтальный пояс узора на плечике и сплошную орнаментацию тулова, иногда переходящую на днище сосуда. Характерным мотивом орнамента служат оттиски шагающей гребенки. В погребальном обряде признаками полтавкинской культуры являются: традиция сооружения над могилами индивидуальных насыпей (преимущественно основные погребения); устройство могил в подбоях и ямах; ориентировка костяков в восточный сектор; архаичная для этого периода поза умерших - скорченно на спине, и т.д.




Страница << 1 2 3 4 >>




   
  Copyrigt © Александр Лапшин        
Hosted by uCoz