Наша эмблема
 
Эмблема ВДАО
 
 
 


Главная
> Библиотека > Кияшко А.В. > Статьи > №3

 

Полтавкинские подбойные погребения низовий Волги и Дона


Страница << 1 2 3 4

Существенной проблемой остается хронологическое и локальное членение полтавкинской культуры, ее соотношение с другими катакомбными культурами. В имеющейся литературе эти вопросы рассматривались изолированно друг от друга (Качалова Н.К., 1968, 1983; Мельник В.И., 1985). Между тем их можно решить во взаимосвязи и при опоре на разработанную хронологию древностей степного Предкавказья.

В рамках этой статьи мы не можем воссоздать сколько-нибудь полную картину локально-хронологического развития и связей полтавкинской культуры. Поэтому ограничимся общим, предварительным обзором этих вопросов.
По характеру обряда и инвентаря погребения в подбоях не являются самыми ранними среди полтавкинских древностей низовий Волги и Дона. Ранний этап полтавкинской культуры представлен, по нашему мнению, серией погребений в ямах, содержащих высокие слабопрофилированные и баночные сосуды, сплошь покрытые орнаментом (Светлое озеро 3/1; Ямамюндунг С 17/2; Фриденберг Е 6/2; Новоникольский I 7/17; Верхнее Погромное I 2/ 12). Эта керамика имеет аналогии на Востоке, в памятниках бронзового века Казахстана и Южной Сибири, и, очевидно, фиксирует восточный импульс в сложении полтавкинской культуры (Вадецкая Э.Б., Леонтьев Н.В., Максименков Г.А., 1980, с. 118 - 120, табл.XXVII - XXIX).

В дальнейшем этот импульс сильно трансформировался, повлияв, вероятно, на сохранение в полтавкинском керамическом материале высоких форм сосудов со сплошной орнаментацией поверхности (например, Бородаевка 6/9; Мариновка 2/3 - рис.5/5). Раннеполтавкинские погребения по ряду признаков синхронны памятникам III группы ямной культуры Волго-Уральского междуречья (по Н.Я. Мерперту), оставившие их племена, судя по всему, сосуществовали на одной территории как пришлое и местное население. Это время ранних преддонецких катакомб Нижнего Дона - последняя четверть III тыс. до н.э. (Кияшко А.В., 1990, с. 22 - 24).

На втором этапе полтавкинской культуры происходит расширение ее ареала и количественный рост памятников. Традиционно центром этой культуры считают степное Заволжье (Качалова Н.К., 1962, 1967; Кузнецов П.Ф., 1989), однако картографирование полтавкинских подбоев свидетельствует, по крайней мере, о росте значения территории Волго-Донского междуречья, если не о формировании здесь С. 21. центра развитой полтавкинской культуры (рис.1). Происходит сближение этой культуры с кругом катакомбных древностей, включение ее в сферу влияния кавказского очага культурогенеза эпохи средней бронзы. Морфология и некоторые сюжеты орнаментации керамики, типы металлических изделий, устройство подбоев и ряд других признаков убедительно свидетельствует об этом. Вместе с тем "родимые пятна" полтавкинской культуры по-прежнему указывают на ее восточные корни. Такие сугубо традиционные элементы культуры, как способ нанесения орнамента и мотив шагающей гребенки, восходят к энеолиту Волго-Уралья (Матюшин Г.Н., 1982, с. 116, табл.1). Итак, второй этап полтавкинской культуры может быть сопоставлен с раннедонецкими древностями Нижнего Дона и датирован рубежом III - II тыс. до н.э.

В следующий период развития эпохи средней бронзы происходит кристаллизация развитых катакомбных культур: донецкой, манычской, среднедонской и т.д. Полтавкинская культура, заканчивая свое существование, трансформируется в самостоятельную волго-донcкую культуру эпохи средней бронзы (Кияшко А.В., 1996, с. 23).


Страница << 1 2 3 4




   
  Copyrigt © Александр Лапшин        
Hosted by uCoz