Страница << 1 2 3 4 >>
По С.Н. Братченко, общим элементом четырех групп выступает реповидный сосуд, в трех северных группах вырабатывается своеобразный тип бесшейного горшка с воротничком, отсутствующий в элистинской группе, остальные типы керамики в каждой группе местного происхождения, местными оказываются погребальные сооружения и способ погребения. Между рассматриваемыми памятниками обнаруживается лишь частичное сходство. Ни одна из этих групп памятников, по мнению С.Н. Братченко, не является самостоятельной археологической культурой, они образуют лишь круг культур с распространением одного родственного явления.
Важнейшими современными исследованиями для интересующей нас проблематики служат работы В.Я. Стеганцевой, посвященные относительной хронологии погребений междуречья Сала и Маныча и такой категории инвентаря, как реповидный сосуд. На типологических схемах для погребального инвентаря и могильных сооружений, и стратиграфических наблюденях, автором характеризуются культурно-хронологические группы погребений региона. Делается вывод о возможной синхронности погребений донецкой и манычской катакомбных культур, и возможная последовательность развития, когда после раннекатакомбного горизонта следует горизонт вполне сформировавшихся манычских комплексов с единичными находками сосудов с короткими шейками и тесемчато-шнуровой орнаментацией. На более поздних этапах катакомбной культуры появляются орнаментированные оттисками шнура и тесьмы манычские сосуды с высоким горлом. В специальном исследовании В.Я. Стеганцевой, посвященном реповидным сосудам приводится широкий спектр реповидных форм с различных территорий, отмечается, что реповидные сосуды являются частью обширного культурного явления, широко распространенного в археологических памятниках Ближнего Востока и Восточного Средиземноморья.
Обратимся теперь к сравнительной характеристике погребального обряда некоторых локальных образований катакомбной культуры.
Как неоднократно подчеркивалось в историографической части нашей работы, для исследователей памятников катакомбной культуры в Предкавказье и бассейне Нижнего Дона тесная связь локальных образований в развитое катакомбное время была очевидной. Только в недавнее время две обозначенных в конце 70-х гг. локальные группы памятников стали рассматриваться в качестве самостоятельных культур. Необходимость детального сравнительного анализа погребальной традиции локальных образований кажется нам крайне необходимой. Проводиться такой анализ должен с привлечением большого количества погребальных комплексов, выявления важнейших признаков обряда, статистики максимального их количества.
В настоящей работе мы приводим общие априорные сведения по трем обозначенным локальным образованиям, чтобы описать в целом ситуацию на территории Нижнего Подонья и Предкавказья в развитый период среднего бронзового века.
Территория распространения западноманычской культуры (далее - ЗМК) в настоящий момент довольно хорошо обозначена (карта), на данную карту нанесены условный ареал распространения ЗМК, ростовско-луганской локальной группы (далее – РЛГ) и катакомб с угловым входом (далее – УВГ). Очевидно, что наибольшее количество раскопанных ЗМ погребений, и обозначенного локального образования сосредоточено в междуречье Сала и Маныча в их низовьях, а также на левом берегу Маныча, вплоть до среднего течения, и на правом берегу Сала. Данные картографирования связаны с новостроечной деятельностью в регионе, и не могут в полной мере отражать археологической картины. Чтобы в общих чертах уточнить наши выводы по локально-культурной дробности в регионе, планируется провести наложение археологической карты памятников на карту, составленную с учетом соотношения раскопанных и нераскопанных курганных могильников с обозначенной территории. Всего в нашей работе задействовано около 500 комплексов ЗМК, отобранных исходя из основополагающих признаков погребального обряда: конструкции погребального сооружения, положения костяка, облика заупокойного инвентаря.
Страница << 1 2 3 4 >>
|