Страница << 1 2 3 4 >>
В целом, в настоящий момент можно констатировать следующее: погребения ЗМК встречены на следующих территориях: 1) на левом берегу Маныча (где гораздо больше могильников, в которых погребения этой культуры с обширными подквадратными входными шахтами являются основными, или даже единственными в кургане); 2) в междуречье Сала и Маныча, где обнаружено наибольшее количество этих погребений, велика их вариативность, что указывает, на наш взгляд на развитие обряда во времени; 3) наконец, на правом берегу Сала, где помимо привычных погребений ЗМК мы сталкиваемся с новой интересной локальной группой – УВГ, черты которой присущи как ВМК, так и ЗМК, что, вероятно отражает специфику их пограничного положения. Южная граница распространения ЗМК, по-видимому, почти совпадает с современной административной границей между Ростовской областью и Ставропольским краем.
Определение границ ЗМК тесно связано с проблемой взаимодействия ее с родственной ВМК и другими локальными образованиями. Территория ВМК - бассейн Маныча, Калмыкия и Северо-Западный Прикаспий между Волгой и Тереком. Необходимо отметить, что левобочные захоронения с южной ориентировкой и соответствующим погребальным приданным, крайне редко встречаются на территории распространения ЗМК, они обычно «обходят» ее. Их погребения встречены в бассейне приазовского Кагальника, в бассейне р. Аксай Волгоградской области, но на территории междуречья Сала и Маныча их фактически нет. Выплески ВМ могильников обозначены на карте. В работе используются данные опубликованных исследователями Калмыкии массовых материалов новостроечных раскопок. К сожалению, качество публикаций не позволяет в полной мере воссоздать облик этой интересной культуры, но другие источники в ходе написания работы оказались недоступны. Тем не менее, выявление наибольшего количества погребальных признаков, а также анализ некоторых аспектов материальной культуры носителей ВМК оказались возможными. Всего в работе использованы данные около 500 погребений ВМК.
Погребения, совершенные в катакомбах с угловым входом (УВГ) встречены, преимущественно, в бассейне р. Сал, в основном на уровне среднего течения (на карте в легенде, звездочкой помечены могильники, в которых встречены эти интересные погребения). При анализе данного локального образования использованы данные 100 погребений. Одним из ключевых вопросов нашей работы является определение степени автономности погребального обряда и той части материальной культуры, которая нам доступна в погребениях данной группы. С той или иной степенью вероятности мы планируем разрешить и проблему происхождения этих своеобразных памятников.
Территория распространения ростовско-луганской группы поднекатакомбных памятников условно распадается на две зоны, скорее всего, из-за неравномерности археологических исследований. Нас в первую очередь интересует нижнедонское Правобережье, как территория, примыкающая к ареалу распространения ЗМК. Очевидно, что даже при поверхностном сравнении погребальный обряд и материальная культура ростовско-луганской группы и памятников левобережья Нижнего Дона почти ничем не связаны. Есть лишь некое общее подобие, связанное, скорее всего с эпохальной традицией, например – большой сосуд + высокошейный в качестве погребального инвентаря. Таким образом, одной из задач нашей работы явилась демонстрация самостоятельности обряда РЛГ, в отношении «манычских» памятников. К сожалению, по количеству погребений в выборке возникает существенная диспропорция по сравнению с выборкой из бассейна Маныча, поскольку на Правобережье Нижнего Дона не производились столь масштабные новостроечные работы. Всего в работе используется около 100 погребений.
Детальная характеристика погребального обряда обозначенных культур и групп включает планиграфию курганов, классификацию погребальных сооружений, статистику трупоположения, расположение могильного инвентаря, в целях уточнения первостепенных и вторичных обрядовых признаков.
Страница << 1 2 3 4 >>
|