Наша эмблема
 
Эмблема ВДАО
 
 
 


Главная
> Библиотека > Сухорукова Е.П. > Статьи > №1

 

К вопросу о культурной специфике полтавкинских памятников волго-донских степей

 

Страница 1 2 3 4 5 >>

Изучение среднебронзового периода на территории Волго-Донского региона осуществляется уже более века. Среди множества проблем, возникающих в археологической науке на протяжении этого периода, одной из самых сложных остается проблема культурогенеза эпохи бронзы Нижнего Поволжья и волго-донских степей. В культурологическом отношении начальный и средний (развитый) этапы среднебронзового периода были временем распространения на территории Заволжья и Волго-Донского междуречья памятников полтавкинской (начальный этап) и волго-донской (финал развитого этапа среднебронзового периода) катакомбных культур.  Данный регион был своеобразной восточной периферией Кавказского центра культурогенеза – мощного очага металлургии и металлообработки, который являлся «…транслятором достижений Древнего Востока и собственных новаций…» для населения степной зоны на протяжении раннего и среднего бронзового века (Рысин М.Б., 2007. С. 184). Этим объясняется устремленность различных периферийных по отношению к Кавказу племен к центру культурных влияний, а степи Заволжья и правобережья Волги служили тем коридором, по которому единым потоком осуществлялось продвижение населения навстречу новым идеям и технологиям. Формирование полтавкинской культуры, а также сложение на ее базе в дальнейшем волго-донской культуры, явилось одним из проявлений этого процесса, как результат синтеза кавказских и местных традиций. А носители черт этого межкультурного взаимовлияния в свою очередь продвинулись на Дон и в Предкавказье и уже сами повлияли на обитавшие там племена (Кияшко А.В., 2002).

В историографии с момента выделения этих материалов в особую полтавкинскую ступень (П. Рау в 1920-е гг.) и до сегодняшнего дня существовали разные оценки культурной специфики полтавкинских памятников. Впервые словосочетание «полтавкинская культура» появляется в работах О.А. Кривцовой-Граковой, К.Ф. Смирнова. Анализируя памятники эпохи поздней бронзы в Нижнем Поволжье (результаты раскопок К.Ф. Смирнова в северных районах Сталинградской области), О.А. Кривцова-Гракова рассматривала полтавкинскую культуру как элемент в сложении срубной в исследуемом регионе. В своей работе 1955 г. она проводила генетическую цепь культурно-исторического развития региона Нижнего Поволжья: «…в основе полтавкинской культуры здесь лежала ямная…весь ход развития этих культур привел к появлению срубной культуры» (Кривцова-Гракова, 1955. С. 10).

К.Ф. Смирнов, после исследования курганных могильников Иловатка и Политотдельское (1959 г. МИА № 60), согласился с мнением О.А. Кривцовой-Граковой, что яркие отличительные признаки полтавкинских материалов позволяют выделять их в самостоятельную культуру. Их своеобразие он отмечал, прежде всего, в керамической полтавкинской традиции (существенно отличающейся по форме и орнаментации сосудов от ямной и срубной), а также в чертах погребального обряда (встречаемость подбойной конструкции могилы, преобладание северной и северо-восточной ориентировки погребенных) (Смирнов, 1959. С. 311).

Свидетельством большого интереса исследователей к полтавкинской проблематике в 1950-е гг. является дискуссия по вопросу культурного определения полтавкинских памятников, развернувшаяся в апреле 1955 г. на секции эпохи бронзы отчетного пленума ИИМК. Как отметил в своей статье (МИА № 60) К.Ф. Смирнов, среди ученых выделились две группы: О.А. Кривцова-Гракова и присоединившиеся к ней К.Ф. Смирнов, А.А. Йессен, Б.А. Латынин выступили на позиции самостоятельности полтавкинской культуры; другие исследователи, прежде всего, И.В. Синицын, вслед за П.С. Рыковым рассматривали эту группу как ранний этап развития срубной культуры. Но и те, и другие сочли бесспорным факт генетической связи полтавкинских памятников с ямной культурой Нижнего Поволжья и развития под влияния катакомбной культуры, а также в традиции генетической цепи культурного развития Нижнего Поволжья сошлись во мнении, что в период бытования полтавкинских племен складывался ряд существенных черт срубной культуры.

 


Страница 1 2 3 4 5 >>





   
  Copyrigt © Александр Лапшин        
Hosted by uCoz