Страница << 1 2 3 4 5
В Приуральский вариант полтавкинской культуры Н.К. Качаловой также были включены погребения из Болдыревских могильников (раскопки Н.Л. Моргуновой). Однако сама Н.Л. Моргунова интерпретировала их как древнеямные, не отрицая при этом, что по времени бытования они синхронны полтавкинским на территории Заволжья. Данный факт она объясняла спецификой территории Южного Приуралья, заключающейся в длительном сохранении здесь древнеямных традиций (вплоть до периода поздней бронзы) и отсутствием катакомбного влияния (Моргунова, 1991. С. 129).
Что касается прикаспийского региона, то ввиду слабости его изученности вопрос о наличии здесь памятников полтавкинского типа остается открытым. Те единичные материалы, которые использовались исследователями для обоснования идеи существования прикаспийского варианта полтавкинской культуры, представлены в основном отдельными находками фрагментов керамических изделий, происходящих с дюнных стоянок.
В настоящее время полтавкинская культура рассматривается в рамках выделенных Н.К. Качаловой средневолжского и нижневолжского (заволжского) вариантов в тех же территориальных границах. Более того, эталоном полтавкинской культуры, открытой П.Д. Рау и впервые охарактеризованной Н.К. Качаловой ранее считались именно нижневолжские левобережные памятники Нижнего Поволжья. Однако в результате исследований последних лет на территории Волго-Донского междуречья выделилась целая группа погребений с яркими полтавкинскими признаками, введение которых в научный оборот позволило говорить о возможности выделения в рамках изучаемого региона двух локальных вариантов внутри полтавкинской культуры: нижневолжского (по традиции с введенным Н.К. Качаловой и утвердившимся в историографии названием), и волго-донского, ограничив их рубежом Волги – левобережьем и правобережьем (вернее, междуречьем Волги и Дона) соответственно. При сохранении общих специфичных полтавкинских черт (в частности, архаичного обряда (положение умерших в могиле на спине с разворотом на левый бок, или же на левом боку) с ориентировкой костяков в восточный сектор, керамики с орнаментацией в стиле шагающей гребенки и т.д.) по ряду признаков (преобладающей формой могильного устройства выступает подбой, в который умерший, как правило, помещался отвернуто от входа, наличие в могиле тушки барана) волго-донские погребения отличаются от классических заволжских памятников этой культуры. Кроме того, наиболее яркие полтавкинские черты иллюстрируют именно правобережные комплексы, что свидетельствует об особой роли этого региона в развитии данного культурного образования, и вероятно, о формировании здесь центра развитой полтавкинской общности. К финалу развитого этапа средней бронзы полтавкинская культура в своем волго-донском варианте стала компонентом в сложении волго-донской катакомбной культуры. Об этом свидетельствует сохранение на данном этапе характерных могильных конструкций – подбоев, заплечиковых ям, связанных единой семантической составляющей (подбой – «яма с стенке ямы», заплечиковая конструкция – «яма с дне ямы» (Кияшко А.В., 2002. С. 75), ориентировки в восточный сектор, стиля орнаментации керамики (всей поверхности сосудов зубчатым штампом).
Подводя итог вышеизложенному, можно отметить, что в материалах эпохи средней бронзы Волго-Донского региона нашли отражение сложные культурогенетические процессы, протекавшие в тот период. Они были связаны с функционированием Кавказского очага культуронегеза и его воздействием на развитие удаленных, периферийных по отношению к Кавказу, степей Волго-Донского междуречья и Поволжья.
|